Клиентоориентированность социологического исследования "за" и "против"
II Социологическая школа ВЦИОМ и РАНХиГС 2013
3 февраля успешно завершила работу Социологическая школа, организованная совместно Фондом содействия изучению общественного мнения «Vox populi», ВЦИОМ и РАНХиГС при Президенте РФ.
Слушателями Школы стали 20 человек - студенты, аспиранты, молодые исследователи из 9 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Балаково, Екатеринбург, Пермь, Саратов, Тверь, Тула, Тюмень) и Симферополя (Украина). Всего же для участия в Школе была прислана 141 заявка из 43 городов России и ближнего зарубежья, в конкурсном отборе участвовали студенты и аспиранты 65 вузов.
В течение 5 дней участники Школы прошли интенсивный курс обучения по программе «Клиентоориентированность социологического исследования: «за» и «против». Занятия курса под руководством директора Школы Генерального директора ФСИОМ К. Абрамова провели ведущие сотрудники ВЦИОМ (К. Родин, Э. Борисова, Ю. Баскакова, М. Мамонов, Т. Аймалетдинов, О. Кожевникова, Т. Салуянова), МВШСЭН (С. Вахштайн, Д. Рогозин, А. Ипатова), НИУ ВШЭ (С. Нестерова), ФОМ (Л. Паутова, Т. Османов).
Для слушателей Школы были организованы встречи со специальными гостями, в ходе которых они получили возможность пообщаться и задать вопросы проректору РАНХиГС Дмитрию Буташину, генеральному директору ВЦИОМ Валерию Федорову, референту Администрации Президента РФ Светлане Малявиной, заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрею Кашеварову, заместителю исполнительного директора Русского географического общества и президенту Фонда стратегических коммуникаций Дмитрию Поликанову, генеральному директору Антикризисного и репутационного агентства «Рефакта» Роману Бумагину, руководителю отдела аналитики и мониторинга компании SPN Ogilvy Олегу Муковозову, заместителю начальника департамента Управления внутренней политики Президента РФ Евгению Михайленко.
Часть занятий Школы прошла в онлайн режиме, в частности, общение слушателей с профессором Борисом Докторовым (США) и с руководителем агентства социальных исследований, одним из координаторов проекта «Гражданин социолог» Виктором Корбом (Омск).
В ходе занятий у слушателей была возможность пообщаться с выпускниками первой сессии Школы (зима-2012) Ипатовой Анной (Москва, МВШСЭН) и Троицкой Ольгой (Ростов-на-Дону, РЖД), узнать у них о роли, которую в их профессиональной жизни сыграла Школа.
Всего за 5 дней Школы ее слушатели пообщались с 25 представителями ведущих российских исследовательских компаний, вузов и бизнеса ‑ исполнителями и заказчиками социологических исследований.
В рамках зимней сессии-2013 был опробован формат Школы онлайн. Ее идея родилась в ходе экспертной оценки заявок, присланных на Школу, из которых отбирались только 20. Было принято решение дать студентам, аспирантам, молодым исследователям, проявившим интерес к Школе, но в силу высокого конкурса не прошедшим отбор, возможность включиться в ее работу в удаленном режиме. Для них была организована онлайн трансляция отдельных занятий с возможностью обратной связи. В дальнейшем проект Школы онлайн предполагается продолжить, как в формате отдельных специальных занятий (по методологии и отдельным видам исследований), а также в формате онлайн трансляций научных мероприятий ВЦИОМ, его партнерских компаний и вузов.
В ходе работы Школы ее участники разработали и представили на суд экспертной комиссии во главе с Генеральным директором ВЦИОМ Валерием Федоровым групповые проекты по проведению социологического исследования, получили комментарии и рекомендации экспертов по подготовке эффективных коммерческих предложений. По результатам индивидуальной работы сертификаты с отличием получили Соколов Андрей (Саратов), Старикова Анастасия (Пермь), Садчикова Анастасия (Балаково), Клименко Татьяна (Симферополь), Болотина Инна (Тула).
Подводя итоги, директор Школы Константин Абрамов выразил надежду, что Школа не только стала ярким и полезным событием в жизни слушателей, но и доставила массу положительных эмоций ее гостям и преподавателям. Многие из них с удовольствием приняли приглашение принять участие в следующей социологической Школе и внесли предложения по дальнейшему ее развитию, в том числе на онлайн площадке.