Аналитика в прикладных социально-политических исследованиях
VIII Социологическая школа ВЦИОМ и РАНХиГС 2019
17 февраля 2019 г. завершилась VIII сессия Социологической школы Фонда содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» и Национального института социологии управления Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Это уникальное мероприятие, которое ежегодно дает возможность всего за несколько дней перенять опыт от ведущих социологов-исследователей и стать таким же высококвалифицированным специалистом. В рамках программы проводятся специальные тренинги, помогающие человеку контролировать свои эмоции, чувства, действия, находить подход к своему оппоненту и другие психологические аспекты, задействованные в командной работе и защите презентаций.
Таким образом, можно подвести итог и смело заявить, что Школа учит своих слушателей не только грамотному разбору кейсов, формулировке программы и дизайна исследования, разработке инструментария, написанию аналитической записки и выводов по анализируемому проекту, но и качественной обратной связи, что тоже является ключевым моментом в работе социолога.
«МОРОЗ И СОЛНЦЕ; ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ!»
База Школы расположена в Московской области, вдали от городской суеты, где можно уединиться и полностью погрузиться в освоение новых знаний и навыков. По пути к месту назначения у студентов есть немного времени для знакомства, ведь потом возможности пообщаться на отстраненные темы уже не будет. День у наших участников проекта начинается с вкусного завтрака, после которого все идут на занятия.
«УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ»
Первое занятие – вводное. Проходит официальное знакомство слушателей и генерального директора Фонда ВЦИОМ. Можно предположить, что ничего необычного в данном случае произойти не может, но обучение студентов уже началось. Урок первый – назови свое имя и расскажи о себе; урок второй – повтори имена всех других участников проекта. Забыл чье-то имя? Начинай сначала. После знакомства стартуют семинары и лекции, прерываемые только индивидуальными или групповыми работами. График тяжелый, но всех объединяет одна цель – получение уникальных знаний и незабываемого опыта за кратчайшие сроки. Для достижения поставленной задачи наши эксперты используют конструктивную обратную связь, вследствие чего полученная информация усваивается намного лучше и быстрее. Всем известно, что люди учатся на своих ошибках. Специально для этого ежедневно студентам предлагается выполнять индивидуальные или групповые задания. Но надо приложить немало сил и времени в каждый проект, ведь защита презентации будет проходить перед экспертной комиссией и одногруппниками.
«80% УСПЕХА – ЭТО УМЕНИЕ ВСЕГДА БЫТЬ НА ВИДУ»
Практика показывает, что все всегда учатся, независимо от возраста и стажа. В связи с этим было принято решение о расширении возрастных рамок участников Школы 2019-го года. Конкурс на участие в Школе составил восемь человек на место. Слушателями стали 19 человек – молодые и опытные социологи-исследователи, а также магистранты, аспиранты, преподаватели в области социологии и смежных дисциплин, использующие в учебе/работе социологические методы сбора и анализа данных (политологи, экономисты, антропологи, демографы и др.). Но как же выделиться среди других талантливых участников-социологов? Ответ прост: не бойся, не стесняйся, а действуй! Следует больше выступать перед аудиторией, задавать вопросы, участвовать в обсуждениях. В качестве поощрения за активное участие спикер вознаграждает студента специальной медалькой ВЦИОМ. Их итоговый подсчет каждого слушателя будет демонстрировать индивидуальную активность на занятиях.
«МЫ НЕ ГОВОРИМ «ПОКА», МЫ ГОВОРИМ «ДО ВСТРЕЧИ!»»
Последний день в Школе заключает в себе завершающие занятия и подведение итогов. Как уже говорилось выше, в течение всего учебного процесса студентам выдавались специальные медальки за активное участие. Были отмечены следующие участники, которые ярко проявили себя в ходе занятий, продемонстрировали точность в решении поставленных задач, оперативность в работе с кейсами, вдумчивое, глубокое понимание решаемых проблем и творческий подход к работе: Артемов Антон (Челябинск), Кормушина Юлия (Астрахань), Котов Дмитрий (Красноярск), Глотов Николай (Воронеж), Ломакин Илья (Москва). Остальные участники получили сертификаты слушателя, что в дальнейшем послужит значимым документом, подтверждающим полученные коллегами уникальные знания и навыки.